Коллекции

 Основу коллекции музея составляют находимые местными жителями вещи из "буртасских", "мерянских" и "муромских" могильников. К примеру, Мария Мехотова из села Наровчат Пензенской области передала в музей прекрасно сохранившийся перстень золотоордынской эпохи, обнаруженный ею в ходе земляных работ на своем огороде по ул. Карла Маркса. А житель села Сканово Наровчатского района Пензенской области Николай Черняк подарил музею ряд найденных в дохристианском могильнике Сканова городища на Саранской горе вещей, среди которых стеклянная бусина с продольным орнаментом и серебряные  застежки для одежды (сюлгамы). Много вещей подарил музею настоятель Наровчатского Покровского собора о. Валерий (Волков). Среди них - застежки для одежды со счетными жетонами и раковинами каури, каменный сверленый топор, зуб мамонта, нательные крестики, медные литые иконки и золотоордынские монеты. Эти и другие находки органично дополнены образцами домотканной одежды мордвы-мокша с вышитыми на подоле древними ведийскими символами, перенятыми ими от славян - Коловратом, Лотосом, Древом Жизни, лучевыми Звездами, равносторонними Крестами, Треугольниками, недостроенными ступенчатыми пирамидами (Зиккуратами).

История буртас представлена в музее во взамосвязи с культурой других волго-окских ведийских (дохристианских) славян, предки которых, спасаясь от наступавшего холода, вынуждены были мигрировать из северных районов в теплые края. Затем славяне под влиянием каких-то факторов, скорее всего опять-таки климатических, вновь вернулись на потеплевшую Русскую равнину.
Средневековые буртасы проповедовали одну из самых архаичных форм ведийской веры, вследствие чего и получили прозвание "БуртАсы". Свои мистерии они проводили в прорубленных в  невысоких холмах пещерах. "Бурты" - невысокие холмы, "Асы" - потомки богов. Они то и рекам давали названия, обозначающие священные символы своей  веры - Мокша (состояние слияния индивидуального Духа с вселенским Духом), Сура (Сурья - ведийское Солнечное божество), Атмис (индивидуальный Дух) и т.д.
В музее наряду с предметами археологии представлены карты, фотографии, предметы быта и фрагменты оружия, одежда, книги.
 
 В зале № 1 представлены экспонаты, повествующие о ведийском периоде истории буртас. Здесь выставлена схема миграции ведийских славян из районов Крайнего Севера через Русскую равнину до северо - западных границ...
 В Золотоордынском зале размещены экспонаты, свидетельствующие о жизни мокшинских буртас в составе Золотй Орды. Город Мокша, на месте которого располагается современный Наровчат, был центром ее Западной...
 В зале № 3 выставлены экспонаты того периода истории буртас, когда символы христианской веры вполне мирно уживались с древними ведийскими знаками. Здесь выставлены найденные на территории заброшенных...
 В зале № 4 музея представлена вышивка мокшан с элементами ведийской символики - Свастикой, Лотосом, равносторонними Крестами, лучевыми Звездами, Треугольниками и многоступенчатыми недостроенными Пирамидами...

 Село Сканово расположено на берегу реки Мокша в четырех километрах от древнего города Мокша, на месте которого ныне распологается село Наровчат Пензенской области. За околицей села Сканово сохранился древний...



Памятники Пензенской области

Памятник на площади Победы в г. Пенза, посвящённый воинским и трудовым подвигам жителей и уроженцев Пензенской области в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Является главным региональным памятником такого рода. Один из наиболее известных и узнаваемых символов г. Пензы.