Коллекции

 Основу коллекции музея составляют находимые местными жителями вещи из "буртасских", "мерянских" и "муромских" могильников. К примеру, Мария Мехотова из села Наровчат Пензенской области передала в музей прекрасно сохранившийся перстень золотоордынской эпохи, обнаруженный ею в ходе земляных работ на своем огороде по ул. Карла Маркса. А житель села Сканово Наровчатского района Пензенской области Николай Черняк подарил музею ряд найденных в дохристианском могильнике Сканова городища на Саранской горе вещей, среди которых стеклянная бусина с продольным орнаментом и серебряные  застежки для одежды (сюлгамы). Много вещей подарил музею настоятель Наровчатского Покровского собора о. Валерий (Волков). Среди них - застежки для одежды со счетными жетонами и раковинами каури, каменный сверленый топор, зуб мамонта, нательные крестики, медные литые иконки и золотоордынские монеты. Эти и другие находки органично дополнены образцами домотканной одежды мордвы-мокша с вышитыми на подоле древними ведийскими символами, перенятыми ими от славян - Коловратом, Лотосом, Древом Жизни, лучевыми Звездами, равносторонними Крестами, Треугольниками, недостроенными ступенчатыми пирамидами (Зиккуратами).

История буртас представлена в музее во взамосвязи с культурой других волго-окских ведийских (дохристианских) славян, предки которых, спасаясь от наступавшего холода, вынуждены были мигрировать из северных районов в теплые края. Затем славяне под влиянием каких-то факторов, скорее всего опять-таки климатических, вновь вернулись на потеплевшую Русскую равнину.
Средневековые буртасы проповедовали одну из самых архаичных форм ведийской веры, вследствие чего и получили прозвание "БуртАсы". Свои мистерии они проводили в прорубленных в  невысоких холмах пещерах. "Бурты" - невысокие холмы, "Асы" - потомки богов. Они то и рекам давали названия, обозначающие священные символы своей  веры - Мокша (состояние слияния индивидуального Духа с вселенским Духом), Сура (Сурья - ведийское Солнечное божество), Атмис (индивидуальный Дух) и т.д.
В музее наряду с предметами археологии представлены карты, фотографии, предметы быта и фрагменты оружия, одежда, книги.
 
 В зале № 1 представлены экспонаты, повествующие о ведийском периоде истории буртас. Здесь выставлена схема миграции ведийских славян из районов Крайнего Севера через Русскую равнину до северо - западных границ...
 В Золотоордынском зале размещены экспонаты, свидетельствующие о жизни мокшинских буртас в составе Золотй Орды. Город Мокша, на месте которого располагается современный Наровчат, был центром ее Западной...
 В зале № 3 выставлены экспонаты того периода истории буртас, когда символы христианской веры вполне мирно уживались с древними ведийскими знаками. Здесь выставлены найденные на территории заброшенных...
 В зале № 4 музея представлена вышивка мокшан с элементами ведийской символики - Свастикой, Лотосом, равносторонними Крестами, лучевыми Звездами, Треугольниками и многоступенчатыми недостроенными Пирамидами...

 Село Сканово расположено на берегу реки Мокша в четырех километрах от древнего города Мокша, на месте которого ныне распологается село Наровчат Пензенской области. За околицей села Сканово сохранился древний...



Памятники Пензенской области

Здание расположено по линии застройки улицы. Кирпичное, неоштукатуренное трехэтажное здание с двухэтажным южным крылом, под вальмовой крышей. Выполнено по проекту архитектора И.С.Китнера. Главный фасад симметричен с двумя ризалитами по бокам. Вход и лестничная  клетка, находящиеся в центре главного фасада, выделены четырехлотковым куполом на низком четверике, с люкарнами и тумбами по углам. Членения главного фасада  связаны с планировочной структурой: лопатки...